Эмиль Дюркгейм: основные научные взгляды

Недалеки те дни, когда нынешние студенты первокурсники сидели за школьной партой. И наверняка без каких-либо затруднений остались в памяти уроки обществознания. Но даже если и нет, то для человека, стремящегося к самопознанию, саморазвитию наверняка известен ряд мыслителей, чей вклад в данную науку не может быть недооценён, да и в понимание жизни вообще: Карл Маркс, Макс Вебер, Георг Зиммель, Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм и многие другие.


Как извстно, человек – существо биосоциальное, т.е. может развиваться только в обществе. Потому важно понимать и осознавать атмосферу и механизмы той среды, в которой существуют люди, по каким принципам строятся отношения между людьми, и как вообще функционирует социум? Любое познание, прежде всего начинается с вопроса. Разобраться в этом нелёгком деле помогут труды Эмиля Дюркгейма – французского социолога, философа, основателя французской социологической школы.


Не смотря на то, что он был продолжателем позитивисткой контовской школы, ему удалось привнести нечто новое, но вразумительное: он жадно вдавался в вопросы методов социологии, структуры общества, её элементов, поведенческих и динамичных общественных процессов, способов достижения социального порядка, изучения социологии, религии и многое другое.


Главным предметом изучения являются социальные факты (или как по-другому их принято называть – институты): семья, различные общественные группы. При этом, эти самые группы есть ничто иное, как единство сознательного и материального (или субъективного и объективного). Эмиль Дюркгейм отдаёт предпочтение в главенствовании первому. В качестве предметов субъективизма выступают хорошо известные нам социальные нормы, определяющие, соответственно, поведение людей. Как следствие – возникают определённые социальные связи, будь то семейные, родовые или даже государственные.


Помимо узких, первоначальных границ социологии Дюркгейм активным образом рассматривал социальные процессы, связанные с политикой, трудом и даже религией, определяя их непосредственную взаимосвязь. Итак, что касается трудовых взаимоотношений, то мыслитель выделял всего лишь два вида: механическую солидарность (или же идентичность) и органическую солидарность. Первый вид характер по большей части для обществ первобытных, где социально-трудовые связи существовали на уровне мифов, верований, обычаев и т.д. Второй же – для постпервобытного общества, где уже имеют место быть обмен продуктами, деятельность, знания и т.п. Также являясь продолжателем идей Спенсера, Дюркгейм в то же время возражает ему, утверждая, что единолично, без коллективных норм невозможно нормально функционировать обществу.


Отсюда вытекает одна из интересных тем, затронутая Дюркгеймом. Он рассматривал явления сиуцидального характера как следствие нарушения связей с обществом, возникновение отстранённости самоубийцы из-за конфликтов в социуме. Что касается религии, то философ выдвигал мысли о том, что она могла возникнуть исключительно только в обществе, она есть ничто иное, как социальная действительность; из этого нетрудно догадаться, что Дюркгейм был неверующим человеком, считая религию заблуждением и в каком-то роде способом общественного регулятора отношений. В конечном счёте, учёному, будучи по совместительству педагогом, удалось добиться результатов на уровне государственных реформ в отношении ограничения спектров деятельности церкви в образовании.


Подводя итог, хочется отметить: не смотря на то, что Эмиль Дюркгейм уступал при жизни в популярности своим предшественникам, ему всё же удалось привлечь внимание и интерес общественности к такой науки, как социология; именно ему удалось завершить становление её как самостоятельной науки, имеющей свой цельный понятийный аппарат, открывающий безграничные возможности в познании и глубоком анализе различных явлений в области социума и общества в целом.


Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм




Эмиль Дюркгейм: основные научные взгляды

Комментарии