Кресты напрестольные, благословенные

Крест символизирует орудие казни Христа. Его место — на престоле православного храма, где совершается бескровная жертва, как напоминание об этой жертве.


Напрестольный крест является важнейшим предметом церковной утвари, неслучайно он изображен на одной из красивейших русских фресок XVII века — в алтарной апсиде ярославского храма Ильи Пророка (1647—1650 годы). Представленный на стенописи восьмиконечный с узкими ветвями лежит рядом с Евангелием на престоле и является центром композиции.



Ярославские восьмиконечные напрестольные кресты XVI—XVII веков выделяются среди крестов, выполненных в других древнерусских художественных центрах, легкой и тонкой формой своих ветвей, отличающихся от более широких и массивных новгородских и московских крестов XVI—XVII веков. И еще одно отличие «ярославского» типа напрестольного креста заключается в своеобразии изображения «Распятия». Рельефная фигура Христа дана в легком изгибе с распростертыми руками и напоминает букву «Т». Особенно выразительны голова, плотно прижатая к правому плечу, и тонкие руки с изгибом в локтях, раскинувшиеся в стороны.


Можно выделить несколько ярославских напрестольных крестов второй половины XVI — первой половины XVII века с аналогичной фигурой Христа. Это деревянный рельеф креста в сканном серебряном окладе XVI века; рельеф тиснения серебряного креста XVI века; чеканный рельеф серебряного креста 1630 года; чеканный рельеф золотого креста 1630 года (ЯМЗ-7879) и серебряное «Распятие» на кресте XVII века (ЯМЗ-7672). Такие рельефы «Распятий» ярославских напрестольных крестов близки изображениям на каменных крестах XVI века, бытовавших в Ярославских землях, например, на резном кресте из белого камня, происходящем из Тутаева (б. Романов-Борисоглебск). Иконография и характер пластики «Распятий» на ярославских крестах отличаются от «Распятий» на новгородских и московских напрестольных крестах XVI—XVII веков.


К концу XVII — XVIII веку форма ярославского напрестольного креста меняется, он становится более массивным, шестиконечным, с трехлопастными завершениями ветвей. Такой крест формой и декором приближается к столичным образцам. На концах ветвей и в нижнем перекрестии в карту- шах чеканятся или гравируются многофигурные сцены из Евангелия. К таким предметам относится, например, серебряный напрестольный шестиконечный крест 1695 года из ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (ЯМЗ-7857). С лицевой стороны в центре здесь чеканено крупное «Распятие», вокруг которого в дробницах в форме трилистников чеканены: внизу — «Тайная Вечеря», справа — «Снятие с Креста», слева — «Положение во гроб» и вверху – «Воскресение, Сошествие во ад».


Аналогичную форму имеет напрестольный серебряный крест 1761 года (РЯМЗ) с чеканным изображением «Положение во гроб» под небольшим «Распятием». Сверху «Распятия» чеканено «Воскресение», а по его сторонам — «Тайная Вечеря» и «Омовение ног». На кресте имеются клейма ярославских мастеров А. Корытова и М. Серебряникова38. С 1720-х годов ярославские серебряные кресты украшались многоцветными финифтяными дробницами. Четыре овальные и одна круглая дробница крепятся на лицевой стороне напрестольного креста 1764 года (ЯМЗ-7869) работы А. Корытова, здесь же в средокрестии расположено финифтяное «Распятие».


Некоторые ярославские напрестольные кресты выделялись круглой рукоятью, сделанной в нижней части. У таких крестов внизу имеется деревянная круглая в сечении рукоять, не закрытая окладом. Это восьмиконечные деревянные кресты второй половины XVI века, рассмотренные выше, обложенные сканым и басменным окладами. Подобные восьмиконечные напрестольные кресты с крепящейся к нему рукоятью называются благословенными или молебными. К этим же крестам, вероятно, можно отнести уже упомянутый выше переделанный из водосвятного четырехконечный крест второй половины XVII века, к которому в XVIII веке добавлена рукоять. Крест происходит из Успенского собора г. Ярославля.


Однако в описях ярославских церквей благословенными крестами называли и обычные напрестольные кресты, у которых нижняя часть ствола квадратная в сечении и закрыта окладом. Например, в описи храма Ильи Пророка читаем. В описи приводится упомянутый выше кипарисовый крест 1657 года традиционной формы, имеющей сходство с формами других ярославских напрестольных крестов, полностью окованных окладом.





Кресты напрестольные, благословенные

Комментарии