Проблема происхождения общественных норм

Отвергающих определенные формы общественного поведения и квалифицирующих их в категориях девиаций, является весьма сложной. При рассмотрении этого вопроса можно прибегнуть к дефинициям сексуальной девиации. I. Marks (1974), например, считает, что сексуальная девиация представляет собой стремление к необычному сексуальному объекту или к необычному характеру сексуальной стимуляции. Kockott (1977) рассматривает сексуальные девиации как сексуальные реакции на необычные раздражители и т. п. Однако неизвестно, что следует понимать под определением «необычность» и какие факторы влияют на это определение, т. е. принимают участие в коллективном отвергании определенных форм поведения?

Некоторые авторы склонны предполагать, что мерой «необычности» является редкость (в количественном отношении) этих форм поведения. В этом плане чем более редкой была бы определенная форма сексуального поведения, тем большей была бы вероятность рассмотрения ее как девиантной. Это была бы разновидность предпочтения среднестатистической нормы, определяющей «нормальность» на основе определения частоты форм поведения, которые считают неправильными. В этом аспекте преследование за сексуальные девиации происходило бы по обычному принципу притеснения меньшинства большинством.

Однако эта проблема намного более сложна и связана с многофакторной обусловленностью морали, обязательной в данном обществе. В соответствии с этой моралью еще несколько десятков лет тому назад мастурбация (практикуемая в период полового созревания большинством людей) оценивалась как девиация и даже как сексуальная перверсия, за которую соответствующим образом преследовали. В этом случае, конечно, нельзя говорить о стандартном механизме преследования меньшинства большинством, но следует учесть ряд факторов, влияющих на формирование обязательной в обществе морали, степень их рациональности и механизмы действия двойной морали (со значительной степенью вероятности можно предположить, что среди людей, отличающихся особым рвением в преследовании за мастурбацию, кроме отличавшихся половой холодностью, можно было выявить лиц, которых побуждала к этому агрессивность, возникающая при фрустрациях, связанных именно с мастурбаторной практикой).

Конечно, можно предположить, что несколько десятков лет тому назад не было достаточно четкого представления о распространенности мастурбации, в то время как сейчас, на основе многочисленных социо-сексологических исследований, можно с большой долей вероятности определить частоту тех или иных форм сексуального поведения, а также распространенность девиантных форм поведения. Однако в отношении некоторых форм поведения, например, садомазохистических, до сих пор существуют самые противоречивые сведения и мнения. Одни исследователи рассматривают садомазо- хистические наклонности как широко распространенные, другие считают их редкими, по крайней мере в выраженной степени, дозволяющей причислить их к девиантным формам. Дополнительные трудности создает факт существования различий в определении садизма и мазохизма и сложность изучения этих проявлений, связанная с соответствующей оценкой и недостаточным их осознанием самими «носителями» этих девиаций. Однако в отношении многих других сексуальных девиаций можно предполагать, что они являются формами поведения, присущими меньшинству людей, если рассматривать в отдельности каждую разновидность сексуальной девиации.

До настоящего времени еще не достигнуто единого мнения! относительно того, следует ли рассматривать сексуальные девиации в рамках форм только сексуального поведения, или при них первичную роль играют установки. Большинство авторов считают что сексуальные девиации следует рассматривать только в категориях форм поведения. В этом понимании страдающий девиациями в сексуальной сфере представляется как человек, который в одной из сфер общественной жизни, а именно в сфере сексуальности ведет себя иначе, чем большинство людей. Однако имеются авторы, которые считают существенной особенностью сексуальных девиаций не столько форму поведения, сколько установку по отношению к ним. При таком подходе к вопросу понятие сексуальной девиации приобрело бы совершенно иное значение.

Бо Биса (1969) в связи с этим приводит следующее высказывание: «Употребление пищи является нормальным действием человека. Но если человек питается исключительно коровьей печенью и испытывает отвращение ко всем другим продуктам и к людям употребляющим их, то его трудно считать нормальным. Аналогично этому считают, что человек стереотипно, одинаково подходит к какому-либо сексуальному акту (даже к „нормальному” половому сношению с партнером противоположного пола, придавая этому сношению значение фетиша) и относится отрицательно к иным формам сексуальной активности и к людям, которые их проявляют. В этом случае основной акцент делается не на предпочитаемую форму сексуального поведения, а на негативную оценку (и связанные с этим отрицательные эмоции) других форм сексуального поведения и людей, которые их предпочитают, в соответствии с принципом, что нормальным и хорошим является то, что делаю я сам, в то время как то, что делают другие, является предосудительным, так как они не делают того, что делаю я».

В этом аспекте сексуальной девиацией следовало бы считать негативное отношение к чрезвычайной гибкости и разнообразной сексуальной активности людей, что является фактом, соответствующим действительности. Развивая это направление далее, следовало бы признать сексуально девиантными людей, которые, независимо от предпочитаемых ими форм сексуальной активности, негативно относятся к формам сексуальной активности, предпочитаемым другими людьми. Таким образом роли могли бы поменяться В этом случае сексуально девиантными лицами следовало бы считать тех, кто придерживается крайне пуританских установок проявляет антисексуальное отношение, т. е. тех, кто в первую очередь определял границы «нормы» и сексуальной девиации. Логическим следствием такого подхода к проблеме было бы признание девиантных людей (независимо от того, какие формы сексуального поведения они предпочитают, при условии, что они не являются патологическими) нормальными людьми, а «нормальных» людей — девиантными, к которым, однако, в соответствии с новым подходом к понятию нормы не проявлялось бы негативного, а тем более дискриминационного отношения. Бо Биса (1969) ограничился лишь приведенным выше примером и не довел мысль до конца, однако она позволяет в полной мере определить относительность социальной оценки нормы и девиации.

Относительность границы между нормой и сексуальной девиацией (в связи с чем можно также осмыслить определенные ограничения В/ развитии и экстериоризации человека) подчеркнута современным подходом к проблеме сексуальной нормы в сексопатологии. В соответствии с этим подходом граница между формами сексуального поведения, умещающимися в рамках нормы, и сексуальными девиациями является расплывчатой, нечеткой. Кроме оптимальной нормы, к которой относятся формы сексуального поведения, наиболее желательные с точки зрения индивидуума и общества, а также нормы приемлемой (формы поведения, не являющиеся оптимальными, но не ограничивающие развитие личности), существует еще так называемая норма толерантности (терпимости), к которой относят те формы сексуального поведения, оценка которых различна с точки зрения нормы или девиация и зависит от ситуационного контекста и особенностей партнерской нары.

В эту разновидность нормы включают сексуальные отклонения; формы поведения, которые ограничивают возможность гармоничного сексуального подбора в связи с сужением круга потенциальных партнеров и трудностями в установлении межчеловеческих связей. Эти ограничения не носят характер абсолютной девиантности, поскольку соответствующий (хотя более трудный, чем в случаях оптимальной нормы) подбор сексуального партнера может обусловить гармоничное течение сексуальной жизни в рамках партнерской пары. Понятие сексуального поведения, укладывающегося в границы нормы, является более широким, чем поня тие типичного сексуального поведения. При соответствующих условиях к толерантной норме относят девиантные формы сексуального поведения, рассматриваемые как сексуальные отклонения.

Относительность границы между нормой и девиацией и даже перверсией может быть отражена также количественно, т. е. с учетом степени выраженности тех или иных сексуальных предпочтений. В этом смысле границы между нормальными формами поведения и сексуальными отклонениями, а также между отклонениями и сексуальными извращениями являются расплывчатыми, нечеткими. При нормальном сексуальном поведении встречаются от дельные рудиментарные черты девиации, которые при извращениях становятся ярко выраженными, приобретают абсолютный, исключительный характер.

[caption id="attachment_72" align="aligncenter" width="495"]Проблема происхождения общественных норм Проблема происхождения общественных норм[/caption],br/>https://yes-com.com/nightmare/problema-proiskhozhdeniya-obshhestvennykh/

Комментарии